При разработке концепции кураторы выставки задавали себе вопрос: мог ли Леонид Иович случайно стать самым кассовым режиссёром Советского Союза? Может ли быть совпадением, что один и тот же автор в промежутке между 1963 и 1973 годом создал шесть настоящих (как бы сказали сегодня) блокбастеров? Шесть фильмов, которые навсегда вошли в золотой фонд отечественного кино, выражения из которых разлетелись на цитаты, а образы превратились в мемы? Совершенно очевидно, что это не череда случайностей, а результат системной и кропотливой работы мастера.
18 ноября в субботу наши любители – члены ВОГ посетили интерактивную музейную выставку «Режиссер Гайдай. Как он это делал?», которая представлена в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
Посетители с нарушением слуха прошли по всем этапам создания его киношедевров: от сценария к раскадровке, от кастинга к подбору костюмов и реквизита, от съемок и монтажа к озвучанию, а затем через худсовет к Ее Величеству Премьере. На выставке продумано музыкальное оформление, есть видеоконтент, возможность потрогать экспонаты — наши инвалиды по слуху воспользовались ретротелефоном, чтобы услышать фрагмент интервью и обращение к гостям выставки Аиды Ведищевой, исполнительницы знаменитых песен из фильмов Гайдая.
Все эти снимки известных комедийных фильмов взяты или переписывались у известных писателей и поэтов, например, «12 стульев» писал В.Бахнов 1924-1994 гг., «Пёс Барборс и необычный кросс» взят из газеты С.Олейника.
Среди самых интересных экспонатов — ретроавтомобиль, знакомый всем по фильму «Операция «Ы»», галстук Юрия Никулина и его личная записная книжка, а также воссозданная телефонная будка из фильмов «Иван Васильевич меняет профессию» и «Бриллиантовая рука».
Вклад Гайдая в русскую культуру неоспорим. Мало кто сравнится с ним по узнаваемости персонажей и сюжетов, а также количеству фраз из фильмов, ставших крылатыми. Его аудиторией являлись, и по сей день являются, не только россияне, но и все русскоговорящие люди на планете.